АДВОКАТСКАЯ ФИРМА "REAL PROTECTION", Ташкент, Узбекистан
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
RU EN UZ
Знать свои права – значит быть сильным.

+998 71 221-72-25                                           Адрес: г.Ташкент, Юнус Абадский р-н, квартал 4, дом 1
+998 90 928-55-61                                           E-mail: realprotection@protonmail.com

                                                                          768px-telegram_messenger.png @realprotection.uz   

                                                                           d2e5359f8402cb8d3d7b22c463f9013b.png @realprotection555                                                                                                                                   novyi-logotip-instagram1 realprotection555  

  

 

Главная \ Полезная информация

Полезная информация

Почему Дания считается образцовой страной с низким уровнем коррупции?
Почему Дания считается образцовой страной с низким уровнем коррупции?

В индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI)  Дания признается лучшей в мире с 2007 года почти ежегодно, за исключением трех лет, когда она занимала второе место. При этом за все время расчета индекса с 1995 года Дания ни разу не опускалась ниже 4-й строчки среди стран с самым низким уровнем коррупции.

Как известно, Corruption Perceptions Index, CPI - это глобальное исследование, где рейтинг стран мира определяется по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса.

Ведущими странами рейтинга являются Новая Зеландия и Дания ( по 87 баллов в каждой), за которыми следуют Финляндия (86), Сингапур (85), Швеция (85) и Швейцария (85). Замыкают рейтинг - Сомали, Южный Судан и Сирия с оценками 9, 12 и 13 соответственно. За этими странами следуют Йемен (15), Венесуэла (16), Судан (16), Экваториальная Гвинея (16) и Афганистан (16)

Для выявления причин нахождения Дании в списке лидеров, ученые из Копенгагенского университета провели научные исследования, результаты которых были опубликованы  American Economic Journal: Economic Policy, и показали, что Дания много лет сохраняет низкий уровень коррупции чиновников благодаря отбору на госслужбу лиц, для которых мотивацией выступает желание быть полезным обществу, а не возможность обогащения.

В эксперименте исследователей из Копенгагенского университета приняли участие 862 студента, изучавших право, экономику и политологию (образование в этих или близких областях имеют около 60% государственных служащих в Дании). Ученые сопоставили личные качества студентов (их честность или нечестность) с их предпочтениями относительно будущей работы (в государственном или частном секторе), а также с их мотивацией (желанием принести пользу другим людям или получать высокую зарплату). Оказалось, что склонные к честности респонденты были чаще заинтересованы в работе на государство, даже если такая работа ниже оплачивалась. Менее честные при выборе будущей профессии ориентировались в первую очередь на высокую зарплату и предпочитали работу в частном секторе.

Уровень честности студентов ученые вывили с помощью  игральных костей. Участники перед компьютером загадывали предполагаемое количество очков, которые выпадут, после этого машина «бросала» кубик и показывала результат, а затем игроки вводили в специальное окошко загаданное число. Если загаданные числа совпадали, игрок выигрывал 3 кроны, а при несовпадении — только 1 крону. Поскольку у честного игрока всегда есть один шанс угадать из шести, ученые могли рассчитать статистическую вероятность нечестности («предположительную степень нечестности») каждого из игроков после многократного «подбрасывания» кубика.

По итогам эксперимента максимальную честность проявили 14% участников выборки — они обманывали менее чем в 2% случаев. Практически все время — в 98% случаев — нечестными были 17% респондентов. Оставшиеся участники равномерно распределились между двумя этими группами.

Далее в ходе опроса выявилось, что «нечестные» участники предпочитали работу в частных структурах, а «честные»  отдавали предпочтение работе в госсекторе.

Ученые также обнаружили, что ни, ни пол, ни желание избежать риска, ни стабильность работы не оказывают значимого влияния на нечестность респондентов и их предпочтения по работе. Наиболее значимым фактором оказалась личная мотивация, а именно — ориентируется ли участник исследования на максимальный доход или общественные интересы.

Таким образом, сложившийся уровень нравственности в госсекторе определяет его будущее, влияя на то, кто — честные или склонные к авантюризму люди — выберет работу на общество. Однако это не означает, что странам, желающим снизить уровень коррупции, требуется просто сократить зарплаты чиновникам, — все же высокая зарплата в сфере государственного управления заставляет чиновников держаться за место, а значит, сдерживает злоупотребления, считают исследователи из Копенгагенского университета.

Как бы это банально и неправдоподобно ни звучало, но в Дании в общественном сознании культивируется отвращение к коррупции и всячески поощряется честный чиновник. 

Кроме того, человека не примут ни в одну компанию, если он наряду с трудовым договором не подпишет антикоррупционное соглашение - документ, который обязует работника не брать и… не давать взятки. Даже за попытку нарушить антикоррупционное соглашение грозит увольнение.

Дания достигла успехов по борьбе с коррупцией были в 2000- е годы путём взаимодействия государства и коммерческого сектора. Несмотря на то, что в этой стране  не существует специального антикоррупционного ведомства, расследованием дел, связанных с коррупцией, успешно занимаются правоохранительные органы. Антикоррупционный закон был принят в 2002 году, согласно которого представители датского правительства  обязаны ежегодно публично оглашать информацию о своих доходах и располагаемом имуществе. Согласно законодательства, госслужащим запрещается иметь акции иностранных компаний, в целях исключения лоббирования чужих контрагентов внутри страны. Кроме того, по закону любой гражданин имеет право сообщить в правоохранительные органы в случае наличия у него подозрений в коррупции, в том числе в анонимном порядке. При датском агентстве международного развития создана горячая линия, на которую любой гражданин может пожаловаться на коррупцию. Все жалобы скрупулезно проверяются - виновные наказываются.

Кроме того, в соответствии с датским законодательством, одним из контролёров корпуса чиновников являются депутаты Фолькетинга (датского парламента). Так, любой член датского парламента обладает правом на получение сведений о деятельности министров. Это реализуется на практике во время парламентских заседаний, где министры дают отчёт, отвечая на запросы парламентариев касаемо подозрений в участии в коррупционных связях. Всего в Дании на данный момент существует порядка 20 законов, предусматривающих ответственность за действия коррупционного характера. В свою очередь корпорации подписывают специальные положения между собой и создают совместные ассоциации по борьбе с коррупцией. Таким образом реализуется политика «абсолютной нетерпимости» к коррупции, как внутри одной компании, так и при их сотрудничестве с друг с другом. Основную составляющую антикоррупционной деятельности в Дании государство и бизнес ведут сообща, путём заключения специальных соглашений в рамках экономических организаций. Одной из основных площадок является Торговый совет Дании (TCD), оказывающий поддержку датским компаниям и физическим лицам в случае столкновения с коррупцией на международном уровне. Речь идёт как о ежедневных бизнес-операциях, так и о государственной помощи при осуществлении глобальных проектов. TCD осуществляет переговоры с правительствами иностранных государств, где работают датские компании, в случае возникновения спорных вопросов, в том числе коррупционного характера. Ещё одной подобного рода организацией по борьбе с коррупцией является Датское агентство международного развития (DANIDA) при МИД Дании. Вступая в DANIDA, компания заключает ряд соглашений, в число которых входит декларация о «неприменении взяток». В случае участия компании в коррупционных действиях договор с ней расторгается. Кроме того, компания-нарушитель теряет имидж и практически не имеет доступа к дальнейшему сотрудничеству в ассоциативном формате. Подобную практику реализуют и другие крупные государственные организации Дании, оказывающие содействие бизнесу, такие как Датское агентство по кредитованию экспортных операций, Фонд индустриализации для развивающихся стран, Конфедерация датской промышленности. Отметим, что, несмотря на все эти меры, в последние годы на международном уровне случилось несколько коррупционных скандалов с участием датских компаний. Так, по итогам расследования США 2009 года более десятка датских компаний были обвинены в том, что в период с 1996 по 2003 год они вступали в коррупционные связи с госслужащими Ирака в целях получить контракты по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Один из последних коррупционных скандалов внутри страны разгорелся вокруг датского премьер-министра Ларса Лёкке Расмуссена. В 2018 году в СМИ появилась информация о том, что в 2016 году Л.Расмуссен провёл отпуск в загородном доме знакомого предпринимателя. Стоимость отдыха оценивается в сумму более в 1,5 тысячи долларов, что по датским законам квалифицируется, как взятка. Расследование на данную тему продолжается. Несмотря на общий успех реформ, проведённых в Дании, коррупционные прецеденты имеют место. В большей мере это касается работы датских компаний на зарубежных площадках. В связи с этим основной упор антикоррупционного сотрудничества государства и бизнеса в Дании делается на проблемы международной торговли.

Практически каждый год Дания ужесточает ответственность за коррупцию. К примеру, в прошлом году датский парламент принял норму, по которой уголовное наказание за взяточничество в государственном секторе увеличивалось в два раза - с трех до шести лет, в частном секторе - с одного года до четырех. 

 

0
170
Как поменять в паспорте фамилию, имя, отчество, национальность?

 

Согласно ст. 19 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В некоторых случаях законом допускается использование псевдонима (вымышленного имени).

Гражданин вправе переменить свое имя, при этом, перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации Согласно Правил регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РУз от 14.11.2016 года за № 387 и производятся органами записей актов гражданского состояния (ЗАГС).

Согласно ст. 69 Семейного Кодекса Республики Узбекистан, имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей. По желанию родителей ребенку может быть присвоена фамилия, производная от имени деда как по отцовской, так и по материнской линии согласно национальным традициям. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Согласно Правил регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РУз от 14.11.2016 года за № 387,  если брак между родителями не был зарегистрирован (в случае отсутствия матери при регистрации рождения), запись об отце ребенка производится по заявлению матери, заверенному нотариально или медицинским учреждением.

При этом фамилия отца ребенка в записи акта о рождении записывается по фамилии матери, имя, отчество и национальность отца ребенка — по ее указанию. Имя ребенку дается по согласованию родителей. Допускается присвоение ребенку двойного имени (Саидахмадхужа, Тухтамуроджон, Гулираъно, Мирзаолим, Мирзо Улугбек, Роза-Мария).

Исходя из интересов ребенка, не допускается дача ему имени, которое в последующем может порочить его честь и достоинство. При отсутствии соглашения относительно имени ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

 Отчество ребенку присваивается по имени его отца. В записи акта и свидетельстве о рождении сведения об отце записываются без изменений на основании документов, удостоверяющих личность.

В соответствии со ст.70 Семейного Кодекса РУз по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста шестнадцати лет орган записи актов гражданского состояния исходя из интересов ребенка вправе изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

          Согласно «Положения о паспортной системе в Республике Узбекистан, утвержденного Указом Президента №4262 от 05.01.2011 года, впервые в паспорте гражданина указывается национальность, соответствующая национальности его родителей, указанной в свидетельстве о рождении. Если у родителей разные национальности, то при выдаче паспорта впервые в нем записывается по желанию получателя национальность отца или матери. В дальнейшем по письменному заявлению гражданина эта запись может быть изменена на национальность другого родителя, но не более одного раза.

Таким образом, для внесения изменений в паспорт гражданина, касающиеся фамилии, имени и отчества,  необходимо внести соответствующие изменения в свидетельство о рождении, а затем обращаться в ОМиОГ (Отделы миграции и  оформления гражданства) за заменой и получением паспорта.

 

0
822
Изменения в законодательстве Республики Узбекистан по вопросам уплаты алиментов.

Согласно ст. 145 Семейного Кодекса Республики Узбекистан, лицо, выезжающее на постоянное жительство или на срок более трех месяцев в иностранное государство, обязано заключить с получателями алиментов, которым оно по закону обязано предоставлять содержание, соглашение об уплате алиментов в соответствии со статьями 130  134  Семейного Кодекса.

При недостижении соглашения об уплате алиментов заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов или предоставлении определенного имущества в счет алиментов или об уплате алиментов иным способом.

 

09.01.2018 года данная статья была дополнена ч.3, согласно которой,  в случае заблаговременной уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей или заключения договора залога для обеспечения обязательства по уплате алиментов лицо освобождается от обязательства заключения соглашения об уплате алиментов.

 

          06.10.2018 года Кабинет Министров РУз опубликовал Постановление за № 808 «Об утверждении Положения о порядке о заблаговременной уплате алиментов, а также о порядке заключения договора залога по обеспечению обязательства по уплате алиментов». Согласно данного Постановления плательщик алиментов имеет право единовременно уплатить всю сумму алиментов до достижения ребенку 18 лет или же для гарантий обеспечения алиментных обязательств заключить договор залога движимого или недвижимого имущества, стоимость которого должна быть больше 250 БРВ (базовой расчетной величины).

          Таким образом, плательщик алиментов, выезжающий за пределы Узбекистана на срок более 3-х месяцев:

  1. Обязано заключить нотариально удостоверенное соглашение о порядке уплаты алиментов;
  2. Вправе обратиться в суд с исковым заявлением об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов или предоставлении определенного имущества в счет алиментов или об уплате алиментов иным способом.
  3. При наличии исполнительного листа – должник вправе обратиться в суд с заявлением об изменении порядка исполнения исполнительного документа, где решить вопрос своих алиментных обязательств на будущее время. В этом случае можно по выбору: оплатить алименты вперед деньгами за период не менее 5-ти лет или передать получателю алиментов имущество либо ценную вещь. Период уплаты выбирает сам должник, но сумму заранее выплачиваемых алиментов рассчитывает судебный исполнитель в своем Постановлении по следующей формуле:


S=12 x A xkg-1k-1-MF-1 х A-[12-ML х kg-1 х A],

Где

S – сумма алиментов, подлежащих заблаговременной уплате;

А - размер ежемесячной суммы алиментов (определяется в решении суда: в твердой сумме, в долевом выражении от заработной платы, а если плательщик алиментов не работает – от размера средней заработной платы в Республике Узбекистан);

k- коэффициент, определяемый с учетов ставки рефинансирования банка по формуле: 1+ST100, где ST – ставка рефинансирования банка, установленная Центральным банков Узбекистана;

MF – первый месяц, за который осуществляется  заблаговременная  уплата алиментов

ML – последний месяц, за который осуществляется  заблаговременная  уплата алиментов

g – количество годов, за которые осуществляется  заблаговременная  уплата алиментов (например, если алименты уплачивается за период с января 2020 года по январь 2025, количество годов определяется вычитанием: 2025-2020= 5 лет)

  1. Кроме того, должник, при наличии исполнительного листа, обязывающего уплачивать алименты, вправе предоставить в залог обеспечения алиментных обязательств свое имущество, стоимость которого определяется либо соглашению сторон либо на основании заключения оценочной организации и должна быть ниже 250 БРВ. Для этого необходимо обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, с заявлением об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа путем обеспечения залогом обязательства по уплате алиментов.
0
118
Как будут с 11 марта 2020 года распределяться дела в судах Республики Узбекистан

В Закон Республики Узбекистан «О судах»  за   924–XII  от 2.09.1993 года 10.03.2020 года внесены изменения (вступят в силу с 11.03.2020 года):

 

появилась статья 691, согласно которой в судах дела будут распределяются с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на распределение дел между судьями лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, с использованием автоматизированной информационной системы.

 

            Соответственно,  внесены изменения в действующие Гражданско-процессуальный, Экономический процессуальные Кодексы Республики Узбекистан.

 

Ч. 2  статьи 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан  изложена в следующей редакции:

«Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, с использованием автоматизированной информационной системы».

В Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан, внесены следующие дополнения и изменения:

1) статью 5 дополнить частью восьмой следующего содержания:

«Судебные акты могут быть сформированы в виде электронного документа с использованием информационной системы»;

3) статью 150 дополнить частью второй следующего содержания:

«Копии искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены ответчику и третьим лицам в электронном виде через информационную систему»;

Также в ЭПК прописан срок, в течение которого судья должен вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству:

  • не позднее 5 дней со дня поступления искового заявления – в общем порядке;
  • не позднее 10 дней со дня принятия искового заявления к производству и возбуждения дела – при проведении досудебного заседания.

 

0
80
Новшества в вопросах прописки и выписки в Республике Узбекистан, введенные с 2020 года

Постановлением Кабинета министров (ПКМ) Республики  Узбекистан от  28.12.2019 года за № 1049 «О мерах по дальнейшему упрощению порядка постоянной и временной прописке в Республике Узбекистан», решение вопросов по прописке-выписке будут осуществляется ОМиОГ (Отделы миграции и  оформления гражданства),   Агентством государственных услуг (ЦГУ) или через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).

В качестве эксперимента услуги гражданам по учету по месту пребыванию в Чиланзарском и Бектемирском районах г.Ташкента будут оказываться с момента вступления ПКМ в силу(т.е. с 30.12.2019 года) только через ЦГУ, а с 1 января 2021 года  такой порядок будет предусмотрен по всей республике.

Вышеназванным ПКМ РУз утверждены 3 Положения:

  1. Положение о порядке постоянной прописки, выписки и учета по месту пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области;
  2. Положение о порядке постоянной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Ташкенте и Ташкентской области;
  3. Положение о порядке временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Ташкенте и Ташкентской области.

 

Согласно Положения о порядке постоянной прописки, выписки и учета по месту пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области:

  • теперь гражданин, пребывая на новое место жительство обязан встать на учет или прописаться в течении 10 дней;
  • прописка, выписка и учет граждан по месту пребывания могут быть осуществлены любым ближайшим к месту проживания районным ОМиОГ (Отделы миграции и оформления гражданства) (городским), который наиболее удобен для гражданина, а также в ЦГУ либо через ЕПИГУ;
  • оплачивается госпошлина в размере 2% БРВ (базовая расчетная величина – 223.000 сум);
  • постоянной прописке в г.Ташкенте и Ташкентской области подлежат лица, перечисленные в Законе РУз «О перечне категорий лиц, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области» (ЗРУ-296 от 14.09.2011 года).

Теперь о самом перечне. Вот список категорий лиц, имеющих право на постоянную прописку в г.Ташкенте и столичной области:

1. Граждане Республики Узбекистан (далее — граждане), имеющие жилье, приобретенное в соответствии с законодательством, — на приобретенное в частную собственность жилье.

2. Родственники — на жилую площадь, где постоянно прописаны их родственники по прямой линии в первой и второй степенях родства.

3. Подопечные — на жилую площадь, где постоянно прописан опекун (попечитель).

4. Несовершеннолетние кровные братья и сестры, не имеющие родителей, а также совершеннолетние кровные братья и сестры, являющиеся нетрудоспособными и не имеющие своих семей, — на жилую площадь, где постоянно прописаны их кровные братья или сестры.

5. Супруг (супруга) — на жилую площадь, где постоянно прописана супруга (супруг), при условии совместного проживания не менее одного года. В случае расторжения брака в течение одного года после постоянной прописки в городе Ташкенте или Ташкентской области, супруг (супруга) утрачивает полученную в городе Ташкенте или Ташкентской области постоянную прописку.

6. Граждане, имеющие постоянную прописку в городе Ташкенте, — в случае их обращения по вопросу постоянной прописки по другому адресу в городе Ташкенте и Ташкентской области.

7. Граждане, имеющие постоянную прописку в Ташкентской области, — в случае их обращения по вопросу постоянной прописки по другому адресу в Ташкентской области.

8. Граждане, ранее постоянно прописанные в городе Ташкенте и Ташкентской области, — при возвращении соответственно в город Ташкент и Ташкентскую область для постоянного проживания после окончания учебы, работы, длительной служебной командировки, а также освобождения из мест лишения свободы.

9. Граждане, избранные, назначенные, утвержденные на должности палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан либо по согласованию с Президентом Республики Узбекистан, а также члены их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей) — на период пребывания указанных граждан в должности.

10. Граждане, избранные в соответствии с законодательством в представительные органы государственной власти, а также члены их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей) — на период пребывания указанных граждан в должности.

11. Высококвалифицированные специалисты, специалисты узкого профиля, приглашаемые на работу в органы государственной власти, органы государственного и хозяйственного управления, другие государственные организации республиканского значения, по ходатайству руководителя соответствующего органа или организации, а также члены их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей) — на период пребывания указанных граждан в должности.

12. Военнослужащие, обеспеченные жильем в соответствии с Положением о порядке обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2007 года № ПП-694, а также члены их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей).

Примечание: не подлежат постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области родственники граждан, получивших постоянную прописку в городе Ташкенте и Ташкентской области в соответствии с пунктами 2 (кроме супруги или супруга, совершеннолетних детей, не имеющих своих семей, и несовершеннолетних детей от совместного и (или) прежнего брака супругов или рожденных вне брака, а также усыновленных детей), 3, 5, 9 — 12 данного Перечня.

0
93
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА, ПЕНСИЙ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, введенный с 01.09.2019 года

Без имени

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)- является денежным выражением месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда с тарифным коэффициентом 1,0. МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к минимальному размеру заработной платы, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице;

МРОТ является обязательным для всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и трудовых отношений, в качестве нижней границы оплаты труда работников, полностью выполнивших установленные трудовые нормы.

Базовая расчетная величина  применяется при определении:

размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги;

стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей.

Базовая величина исчисления пенсии  применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

0
87
С начала 2019 года  вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О медиации» (ЗРУ -482 от 03 июля 2018 г.), предусматривающий еще один способ урегулирования возникающих споров путем привлечения по добровольному согласию сторон медиатора. 

С начала 2019 года  вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О медиации» (ЗРУ -482 от 03 июля 2018 г.), предусматривающий еще один способ урегулирования возникающих споров путем привлечения по добровольному согласию сторон медиатора. 

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

Согласно Закона «О медиации», медиация – способ урегулирования возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно принятому документу она может проводиться по 3-м категориям споров:

  • спорам из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • индивидуальным трудовым спорам;
  • спорам, возникающим из семейных правоотношений.

 

Медиация может проводиться до суда, а также в ходе процесса до удаления суда в совещательную комнату.

 

Медиаторы могут быть как профессиональными, так и не профессиональными. Непрофессиональным медиатором может стать лицо, достигшее 25 лет и давшее согласие на выполнение таких обязанностей.

 

К занятию медиацией на профоснове лицо допускается только после прохождения соответствующего курса обучения и включения в Реестр профессиональных медиаторов, который ведется управлениями юстиции Каракалпакстана, областей и г.Ташкента.

 

Для включения в Реестр лицо, после прохождения учебного курса, должно обратиться в территориальный орган юстиции по месту постоянного жительства и представить следующие документы:

  • заявление и заполненную анкету по установленным формам;
  • копии паспорта и документа о прохождении учебного курса.

 

Документы подаются лично, через почту или в электронном виде. Изучение их в органе юстиции займет до 15-ти рабочих дней. По итогам рассмотрения, при отсутствии в документах недостатков и соответствии претендента установленным требованиям, орган юстиции включает заявителя в Реестр в качестве профессионального медиатора. Услуга осуществляется бесплатно.

 

В Реестре отображается следующая информация:

  • порядковый номер, присваиваемый профмедиатору;
  • дата включения в Реестр;
  • ФИО медиатора, его местонахождение, контакты (номер телефона, электронный адрес);
  • специализация медиации;
  • сведения о владении языками, на которых медиатор может вести процесс;
  • реквизиты документа об окончании учебного курса и другие дополнительные сведения.

 

Реестр публикуется на официальном веб-сайте Минюста.

 

В чем особенность медиации, в отличии от схожих процедур

 

Медиация имеет много общего с досудебным (претензионным) порядком урегулирования споров по экономическим делам, заключением мирового соглашения при рассмотрении дела экономическим или гражданским судом, примирением супругов при расторжении брака и сторон в уголовном процессе. Однако их не следует отождествлять (по крайней мере, это невозможно с учетом действующего на сегодняшний день законодательства).

 

Отличительной чертой нового правового института является фигура медиатора – лица, привлекаемого сторонами для проведения медиации. Посредничество между сторонами в схожих процедурах четко не регламентируется. Медиатор может осуществлять свою деятельность на профессиональной (возмездно или безвозмездно) и непрофессиональной основе (только безвозмездно). Задача медиатора – привести стороны к заключению письменного медиативного соглашения, т.е. добровольному урегулированию спора.

 

Сами стороны, а не медиатор, принимают решение о прекращении спора, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях - помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача - обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.

Участие в медиации является добровольным, а медиатор - свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности.

Ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Медиатор должен сохранять независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивать им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтралитет и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

 

 

0
115
С 01 января 2019 года в Узбекистане возможно заключение договора аренды жилых помещений в простой письменной форме

С 01 января 2019 года в Узбекистане возможно заключение договора аренды жилых помещений в простой письменной форме, его  не обязательно как ранее удостоверять в нотариальной конторе, а необходимо зарегистрировать  в государственной налоговой инспекции. Теперь достаточно заключить договор аренды в простой письменной форме, в явочном порядке или онлайн зарегистрировать его в налоговой инспекции района. При постановке на учет  необходимо предоставить паспорт владельца жилья, договор аренды, заполнить анкету, и, наконец, получить уведомление о постановке на учет договора.

Процедура постановки на учет в налоговой инспекции закреплено в Положении, утвержденном Приказом Председателя Государственного Налогового Комитета, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 11.10.2018 года за № 3077. Данный документ значительно облегчил взаимоотношения между арендаторами и арендодателями.  Теперь достаточно заполнить типовую форму договора аренды, изменить ("подстроить" под себя) некоторые условия, с помощью цифровой подписи, через персональный кабинет на сайте налоговой инспекции зарегистрироваться, оплатить налог на доходы. Таким образом, население освобождено от посещения нотариальной конторы, сбора документов и других неудобств, имевших место до недавнего времени.

При нарушении требования вышеназванного нормативно-правового акта и несоблюдения процедуры постановки на учет в налоговой инспекции, предусмотрена ответственность по  статье 159-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, согласно которой, отсутствие договора аренды (найма), договора предоставления в безвозмездное пользование здания, сооружения или их части, жилого помещения между гражданами либо несоблюдение обязательной постановки на учет договора аренды (найма) в государственных налоговых органах -влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

 

0
125
Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему сокращению бюрократических барьеров и внедрению современных управленческих принципов в деятельность государственных органов и организаций» (№ ПП–4546, 09.12.2019 г.), с 01.01.2010 года в Узбекистане запрещается истребование 28 в

 

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему сокращению бюрократических барьеров и внедрению современных управленческих принципов в деятельность государственных органов и организаций» (№ ПП–4546, 09.12.2019 г.), с 01.01.2010 года в Узбекистане запрещается истребование 28 видов документов.

В соответствии с постановлением, начиная с 1 января 2020 года:

отдельные функции и полномочия хокимиятов передаются территориальным подразделениям соответствующих органов государственного управления;

ряд функций и полномочий хокимиятов исключаются;

не допускается истребование государственными органами и организациями у граждан 28 видов документов и их выдача органами самоуправления граждан;

упраздняются отдельные межведомственные коллегиальные органы (их список приведен в данном постановлении) созданные актами Президента и Правительства.

В частности, согласно постановлению, функция хокимиятов по выдаче разрешения на перевод жилого помещения в категорию нежилого переводится в отделы строительства районов (городов).

Также, исключается полномочие хокимиятов, предусматривающее принятие решений о приостановлении деятельности рынка.

Начиная с 1 января 2021 года отчетность и документооборот между государственными органами и организациями, их структурными подразделениями будет формироваться и осуществляться только в электронном виде.

 

 

0
101