Адвокатская Фирма "Real Protection"
Юридическая помощь
Знать свои права – значит быть сильным.

+998 71 221-72-25
+998 90 928-55-61

Адрес: г.Ташкент, Юнус Абадский район,
квартал 4, дом 1

E-mail: realprotection@protonmail.com

наш канал в Telegram @realprotection.uz

Главная \ Частые вопросы \ Почему Дания считается образцовой страной с низким уровнем коррупции?

Почему Дания считается образцовой страной с низким уровнем коррупции?

0
47

В индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI)  Дания признается лучшей в мире с 2007 года почти ежегодно, за исключением трех лет, когда она занимала второе место. При этом за все время расчета индекса с 1995 года Дания ни разу не опускалась ниже 4-й строчки среди стран с самым низким уровнем коррупции.

Как известно, Corruption Perceptions Index, CPI - это глобальное исследование, где рейтинг стран мира определяется по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса.

Ведущими странами рейтинга являются Новая Зеландия и Дания ( по 87 баллов в каждой), за которыми следуют Финляндия (86), Сингапур (85), Швеция (85) и Швейцария (85). Замыкают рейтинг - Сомали, Южный Судан и Сирия с оценками 9, 12 и 13 соответственно. За этими странами следуют Йемен (15), Венесуэла (16), Судан (16), Экваториальная Гвинея (16) и Афганистан (16)

Для выявления причин нахождения Дании в списке лидеров, ученые из Копенгагенского университета провели научные исследования, результаты которых были опубликованы  American Economic Journal: Economic Policy, и показали, что Дания много лет сохраняет низкий уровень коррупции чиновников благодаря отбору на госслужбу лиц, для которых мотивацией выступает желание быть полезным обществу, а не возможность обогащения.

В эксперименте исследователей из Копенгагенского университета приняли участие 862 студента, изучавших право, экономику и политологию (образование в этих или близких областях имеют около 60% государственных служащих в Дании). Ученые сопоставили личные качества студентов (их честность или нечестность) с их предпочтениями относительно будущей работы (в государственном или частном секторе), а также с их мотивацией (желанием принести пользу другим людям или получать высокую зарплату). Оказалось, что склонные к честности респонденты были чаще заинтересованы в работе на государство, даже если такая работа ниже оплачивалась. Менее честные при выборе будущей профессии ориентировались в первую очередь на высокую зарплату и предпочитали работу в частном секторе.

Уровень честности студентов ученые вывили с помощью  игральных костей. Участники перед компьютером загадывали предполагаемое количество очков, которые выпадут, после этого машина «бросала» кубик и показывала результат, а затем игроки вводили в специальное окошко загаданное число. Если загаданные числа совпадали, игрок выигрывал 3 кроны, а при несовпадении — только 1 крону. Поскольку у честного игрока всегда есть один шанс угадать из шести, ученые могли рассчитать статистическую вероятность нечестности («предположительную степень нечестности») каждого из игроков после многократного «подбрасывания» кубика.

По итогам эксперимента максимальную честность проявили 14% участников выборки — они обманывали менее чем в 2% случаев. Практически все время — в 98% случаев — нечестными были 17% респондентов. Оставшиеся участники равномерно распределились между двумя этими группами.

Далее в ходе опроса выявилось, что «нечестные» участники предпочитали работу в частных структурах, а «честные»  отдавали предпочтение работе в госсекторе.

Ученые также обнаружили, что ни, ни пол, ни желание избежать риска, ни стабильность работы не оказывают значимого влияния на нечестность респондентов и их предпочтения по работе. Наиболее значимым фактором оказалась личная мотивация, а именно — ориентируется ли участник исследования на максимальный доход или общественные интересы.

Таким образом, сложившийся уровень нравственности в госсекторе определяет его будущее, влияя на то, кто — честные или склонные к авантюризму люди — выберет работу на общество. Однако это не означает, что странам, желающим снизить уровень коррупции, требуется просто сократить зарплаты чиновникам, — все же высокая зарплата в сфере государственного управления заставляет чиновников держаться за место, а значит, сдерживает злоупотребления, считают исследователи из Копенгагенского университета.

Как бы это банально и неправдоподобно ни звучало, но в Дании в общественном сознании культивируется отвращение к коррупции и всячески поощряется честный чиновник. 

Кроме того, человека не примут ни в одну компанию, если он наряду с трудовым договором не подпишет антикоррупционное соглашение - документ, который обязует работника не брать и… не давать взятки. Даже за попытку нарушить антикоррупционное соглашение грозит увольнение.

Дания достигла успехов по борьбе с коррупцией были в 2000- е годы путём взаимодействия государства и коммерческого сектора. Несмотря на то, что в этой стране  не существует специального антикоррупционного ведомства, расследованием дел, связанных с коррупцией, успешно занимаются правоохранительные органы. Антикоррупционный закон был принят в 2002 году, согласно которого представители датского правительства  обязаны ежегодно публично оглашать информацию о своих доходах и располагаемом имуществе. Согласно законодательства, госслужащим запрещается иметь акции иностранных компаний, в целях исключения лоббирования чужих контрагентов внутри страны. Кроме того, по закону любой гражданин имеет право сообщить в правоохранительные органы в случае наличия у него подозрений в коррупции, в том числе в анонимном порядке. При датском агентстве международного развития создана горячая линия, на которую любой гражданин может пожаловаться на коррупцию. Все жалобы скрупулезно проверяются - виновные наказываются.

Кроме того, в соответствии с датским законодательством, одним из контролёров корпуса чиновников являются депутаты Фолькетинга (датского парламента). Так, любой член датского парламента обладает правом на получение сведений о деятельности министров. Это реализуется на практике во время парламентских заседаний, где министры дают отчёт, отвечая на запросы парламентариев касаемо подозрений в участии в коррупционных связях. Всего в Дании на данный момент существует порядка 20 законов, предусматривающих ответственность за действия коррупционного характера. В свою очередь корпорации подписывают специальные положения между собой и создают совместные ассоциации по борьбе с коррупцией. Таким образом реализуется политика «абсолютной нетерпимости» к коррупции, как внутри одной компании, так и при их сотрудничестве с друг с другом. Основную составляющую антикоррупционной деятельности в Дании государство и бизнес ведут сообща, путём заключения специальных соглашений в рамках экономических организаций. Одной из основных площадок является Торговый совет Дании (TCD), оказывающий поддержку датским компаниям и физическим лицам в случае столкновения с коррупцией на международном уровне. Речь идёт как о ежедневных бизнес-операциях, так и о государственной помощи при осуществлении глобальных проектов. TCD осуществляет переговоры с правительствами иностранных государств, где работают датские компании, в случае возникновения спорных вопросов, в том числе коррупционного характера. Ещё одной подобного рода организацией по борьбе с коррупцией является Датское агентство международного развития (DANIDA) при МИД Дании. Вступая в DANIDA, компания заключает ряд соглашений, в число которых входит декларация о «неприменении взяток». В случае участия компании в коррупционных действиях договор с ней расторгается. Кроме того, компания-нарушитель теряет имидж и практически не имеет доступа к дальнейшему сотрудничеству в ассоциативном формате. Подобную практику реализуют и другие крупные государственные организации Дании, оказывающие содействие бизнесу, такие как Датское агентство по кредитованию экспортных операций, Фонд индустриализации для развивающихся стран, Конфедерация датской промышленности. Отметим, что, несмотря на все эти меры, в последние годы на международном уровне случилось несколько коррупционных скандалов с участием датских компаний. Так, по итогам расследования США 2009 года более десятка датских компаний были обвинены в том, что в период с 1996 по 2003 год они вступали в коррупционные связи с госслужащими Ирака в целях получить контракты по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Один из последних коррупционных скандалов внутри страны разгорелся вокруг датского премьер-министра Ларса Лёкке Расмуссена. В 2018 году в СМИ появилась информация о том, что в 2016 году Л.Расмуссен провёл отпуск в загородном доме знакомого предпринимателя. Стоимость отдыха оценивается в сумму более в 1,5 тысячи долларов, что по датским законам квалифицируется, как взятка. Расследование на данную тему продолжается. Несмотря на общий успех реформ, проведённых в Дании, коррупционные прецеденты имеют место. В большей мере это касается работы датских компаний на зарубежных площадках. В связи с этим основной упор антикоррупционного сотрудничества государства и бизнеса в Дании делается на проблемы международной торговли.

Практически каждый год Дания ужесточает ответственность за коррупцию. К примеру, в прошлом году датский парламент принял норму, по которой уголовное наказание за взяточничество в государственном секторе увеличивалось в два раза - с трех до шести лет, в частном секторе - с одного года до четырех.